Версия для слабовидящих

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Профилактика коронавируса
Памятка "Осторожно! Грипп! "
Памятка “Внимание: корь”

 

Профилактика инфекционных заболеваний в ДОО и семье

Здоровье  – это самая главная ценность  в жизни человека. Здоровье не купишь, его надо сохранять, сберегать, улучшать смолоду, с рождения ребенка.

С первых дней жизни за ребенком ухаживает мама, под её чутким присмотром малыш растет, развивается. После рождения малыш находится под контролем  участкового педиатра и детской медсестры. Проходит плановые осмотры и обследования.

Пока  ребенок маленький, он  практически все время находится в кругу семьи и родственников. Недолгие посиделки  со сверстниками в песочнице пока и есть небольшой круг общения малыша. В пределах этого круга, создается свой уникальный микроклимат, так называемый  бактериально-вирусный баланс, к которому ребенок адаптируется, вырабатывает иммунитет. Конечно, дети заболевают в разном возрасте и в младенчестве в том числе, но чаще это происходит в моменты социализации. Одним из таких периодов это поступление в детский сад.

Этот волнительный период, как в жизни ребенка, так и родителей проходит у всех по-разному. Кто-то радуется вместе с ребенком новым открытиям, любуется поделками и разучивает новые стихи. А кто-то в растерянности не знает, как быть, ребенок беспросветно болеет. В такие периоды жизни, следует не пренебрегать профилактикой заболеваний.

Сейчас профилактика здоровья детей в ДОУ приобретает актуальность в связи со многими факторами. Это и необходимый выход на работу обоих родителей, в связи с экономической обстановкой в семье, и отсутствие родственников, готовых принять на себя бремя воспитания ребенка.

Отдельной строкой выделяют такую проблему, как общее состояние здоровья детей. К сожалению, процент абсолютно здоровых детей за последнее время не повышается, а в некоторых случаях наоборот снижается.

Заболеваемость многими инфекциями остается очень высокой, а их распространенность - глобальной. Уплотнение населения городов, рост миграционных процессов, активное развитие туризма, все это ведет к ухудшению инфекционной обстановки.

Целью профилактики инфекционных заболеваний в ДОО является, в первую очередь, здоровьесбережение, здоровьеукрепление детей. Повышение сопротивляемости организма к различным инфекциям, что необходимо детям для благополучного обучения в детском саду и школе, приятного времяпровождения в кругу семьи и  с друзьями.

Важной задачей профилактики, является повышение осведомленности граждан страны об опасности инфекционных, вирусных и других болезнях; о возможных путях заражения; о том, какие меры можно принять, чтобы не заразиться; какие личные качества воспитывать в себе и своих близких.

 

Противоэпидемические мероприятия в ДОО

Профилактика инфекций в образовательных учреждениях должна осуществляться не эпизодически, а путем планомерного выполнения системы мероприятий, предупреждающих занесение инфекции в коллектив и распространение ее, а также мер, повышающих общую и специфическую невосприимчивость детского организма.

Правильная планировка и эксплуатация помещений, строгое выполнение режима дня, рациональное питание детей с достаточным введением в меню витаминов, физическое воспитание и особенно закаливание, а также хорошая постановка общего медицинского обслуживания и воспитательной работы повышают сопротивляемость детского организма к различным вредным воздействиям внешней среды, в том числе и к болезнетворным микробам.

Организация  противоэпидемической работы в ДОУ начинается на стадии проектирования учреждения. Планировочные мероприятия: принцип групповой изоляции дошкольных учреждений. Это необходимо в связи с большой восприимчивостью детей к инфекционным заболеваниям.

Групповая изоляция заключается в том, что каждая группа имеет полный набор необходимых помещений, объединенных в групповую ячейку с самостоятельным входом для ясельных групп. Допускаются общий выход и одна лестница для двух ясельных групп, размещенных на втором этаже, общий вход в групповые ячейки не более чем на 4 группы детей дошкольного возраста.

Организационные мероприятия: регуляция движения детей внутри здания, размещение разновозрастных групп по этажам, соблюдение сроков карантинизации для отдельных групп.

В планировке земельного участка также соблюдается принцип групповой изоляции. Количество групповых площадок должно соответствовать числу групп.

Основные обязанности медперсонала в ДОО

На все вопросы, касающиеся здоровья детей в ДОО, в первую очередь может ответить медперсонал.

Профилактика инфекционных заболеваний в детском саду является важнейшим разделом в работе медсестры. Она ведется по двум направлениям: проведение иммунизации и противоэпидемических мероприятий.

Лечебно-профилактическая работа: осмотр детей при поступлении в учреждения с целью выявления больных, в том числе на педикулез; плановое обследование; диспансеризация; профилактические прививки; систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья; ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи (при необходимости); выявление заболевших детей, своевременную их изоляцию; оказание первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев.

Особое значение придается выполнению прививочного календаря, являющегося своеобразным законом.

На основании результатов углубленного медицинского осмотра формируются группы закаливания в ДОО.

Организация питания детей строится на основных общих принципах рациональности, а также возрастных особенностях.

Контролирование  состояния здоровья воспитателей, педагогов также лежит на медицинском персонале ДОО.

Важным аспектом профилактики инфекций в работе медсестры является ежедневные санитарно-гигиенические мероприятия:

- контроль над санитарным состоянием в ДОО;

- контроль над соблюдением суточного режима;

- санитарно-просветительская работа среди детей сотрудников и родителей;

Просветительская работа во взаимодействии медперсонала с родителями является очень продуктивной в профилактике инфекционных заболеваний в семьях воспитанников. Особенная роль этому аспекту, определяется в моменты карантина в отдельных группах ДОО. Это помогает родителям предпринять профилактические меры или же вовремя обратиться за помощью, выявить заболевание на ранней стадии.

Для раннего выявления и предупреждения  распространения заболеваний важное значение имеет совместная работа воспитателей с медицинскими работниками: ежедневный учет отсутствующих, своевременная передача этих сведений, а также справок переболевших детей медицинскому персоналу.

 

Профилактика инфекционных заболеваний в ДОО

Велика роль профилактики в борьбе с инфекционными заболеваниями. В профилактике инфекционных заболеваний широко используются достижения отечественной эпидемиологии и микробиологии, иммунологии, особенно в изучении патогенеза инфекций, иммунитета, проблемы изменчивости микробов, ранней микробиологической диагностики, вопросов специфической профилактики, иммунопрофилактики и лечения ряда инфекционных заболеваний.  Неоценимо значение профилактических мероприятий, обеспечивающих правильное физическое развитие подрастающих поколений.

Виды профилактики

Профилактика - это система мер, направленных на предупреждение или устранение причин, вызывающих заболевание, различающихся по своей при

В настоящее время различают первичную, вторичную и третичную профилактику заболеваний.

Первичная профилактика –  это система мероприятий, направленная на устранения причин возникновения болезней. Задача первичной профилактики – улучшение состояния здоровья детей и взрослых на протяжении всего жизненного цикла. Базой первичной профилактики является опыт формирования средств профилактики, рекомендации по здоровому образу жизни, народные традиции и обряды поддержания здоровья, соблюдение гигиенических норм и правил.

Для педагога – это в первую очередь выполнение всех норм и правил дошкольной гигиены, которые регламентированы гигиеническими требованиями Сан Пин. Мероприятия по повышению специфической и неспецифической резистентности организма детей также относятся к системе мер первичной профилактики. Это и система закаливания, и календарь профилактических прививок.

Вторичная профилактика – это система мероприятий, направленная на раннее выявление доклинических признаков заболеваний(на стадии предболезни),показателей наследственной предрасположенности людей, выявление факторов риска, а также своевременное проведение лечебно – оздоровительных мероприятий с целью предупреждения развития болезни.

Роль педагога  на этом этапе заключается в активном участии и в выполнении рекомендаций фельдшера и медсестры ДОУ.

Третичная профилактика – это предупреждение рецидивов заболеваний у больных в общепопуляционном плане. Основная задача этого вида профилактики – предупреждение инвалидности и реабилитация больных детей и взрослых.

Специфическая профилактика – создание искусственного иммунитета (невосприимчивости) путем предохранительных прививок - проводится против некоторых болезней  постоянно, а против других - только при появлении опасности их возникновения и распространения.

Неспецифическая профилактика – это методы профилактики, направленные на повышение защитных (реактивных) сил организма для противодействия проникающим в организм человека респираторным вирусам. Неспецифическая профилактика проводится как в предэпидемический период, так и непосредственно в период эпидемического подъема заболеваемости.

Основные противоэпидемические методы профилактики:

- ограничение контактов;

- иммунизация;

- повышение сопротивляемости человека к инфекционному заболеванию.

Ограничение контакта сводится к изоляции больных и инфицированных лиц. Это реально в условиях дома, семьи, где проводятся в основном режимно-ограничительные мероприятия, но также применяется и в ДОУ. Изолированный инфекционный больной перестает быть источником инфекции в коллективе.

Устойчивость организма к различным инфекциям повышает строгое соблюдение правил личной гигиены, рациональное и полноценное питание, витаминизация, применение по показаниям адаптогенов (иммуностимуляторы),

Надежным способом предупреждения инфекционной болезни является своевременная иммунизация -  воздействие на иммунитет. Цель активной иммунизации состоит в том, чтобы вызвать специфический иммунный ответ на определенный инфекционный агент –  введенную вакцину.

Вакцинация

Вакцинация (от лат. vaccus – корова) или прививка – введение антигенного материала с целью вызвать иммунитет к болезни, который предотвратит заражение или ослабит его отрицательные последствия.

Вакцинация – это применяемый в настоящее время способ массовой профилактики инфекционных болезней. Благодаря прививкам человечеству удалось победить некоторые опасные болезни, в частности, натуральную оспу, и ограничить распространение тяжелых бактериальных и вирусных инфекций.

В настоящее время для предупреждения инфекционных болезней методом искусственного создания  невосприимчивости людей имеется большое количество вакцин и сывороток.

Вакцины - это препараты из микробных клеток или  их токсинов, применение которых называется вакцинацией. Через 1-2 недели после введения вакцин в организме человека появляются антитела.

Вакцинопрофилактика – основное практическое назначение вакцин.        

Современные вакцинные препараты разделяются на пять групп:

  1. Вакцины из живых возбудителей с ослабленной вирулентностью (против оспы, сибирской язвы, бешенства, туберкулеза, чумы, кори, эпидемического паротита и другие). Это наиболее эффективные вакцины. Они создают длительный, на несколько лет, и напряженный иммунитет. Введенный ослабленный живой возбудитель размножается в организме, что создает достаточное количество антигена для выработки антител.
  2. Вакцины из убитых микробов приготовлены против брюшного тифа, холеры, коклюша, полиомиелита и другие. Длительность иммунитета  6 - 12 месяцев.
  3. Химические вакцины – это препараты не из цельных микробных клеток, а из химических комплексов их поверхностных структур (против брюшного, тифа паратифов А и В, столбняка).
  4. Анатоксины готовят из экзотоксинов соответствующих возбудителей (дифтерийный, столбнячный, стафилококковый, газовой гангрены и другие).
  5. Ассоциированные вакцины, то есть комбинированные (например, АКДС – ассоциированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина).

Сыворотки чаще применяются для лечения (серотерапии) инфекционных больных. Чем раньше вводят сыворотку. Тем эффективнее ее лечебное и профилактическое действие. Продолжительность защитного действия сывороток 1 - 2 недели. Сыворотки готовя из крови переболевших инфекционной болезнью людей или путем искусственного заражения микробами животных (лошадей, коров, ослов).

Основные виды:

- Антитоксические сыворотки – нейтрализуют яды микробов (противодифтерийная, противозмеиная, противостолбнячная и другие)

- Антимикробные сыворотки -  инактивируют клетки бактерий и вирусы, применяются против ряда болезней, чаще в виде гамма-глобулинов.

Гамма-глобулин из человеческой крови имеются против кори, полиомиелита, инфекционного гепатита и другие. Это безопасные препараты, так как в них нет возбудителей болезней, балластных ненужных веществ. Также гамма-глобулины готовят из крови гипериммунизированных лошадей, против сибирской язвы, чумы, оспы, бешенства и другие.

Иммунные сыворотки содержат готовые антитела и действуют с первых минут после введения.

Интерферон занимает промежуточное положение между общими и специфическими механизмами иммунитета, так как, образуясь на введение в организм вируса одного типа, он активен и против других вирусов.

В ответ на введение в организм вакцины может развиться общая, местная или аллергическая реакция (анафилактический шок, сывороточная болезнь). Общая реакция характеризуется ознобом, повышением температуры, общей слабостью, ломотой в теле, головной болью. Местная реакция обычно наблюдается в месте инъекции, покраснением кожи, отеком, зудом и болезненностью. В большинстве случаев прививочные реакции выражены слабо.

Благодаря развитию биотехнологии последние десятилетие ознаменовалось крупными успехами в создании нового поколения вакцин, отличающихся не только высокой эффективностью, но и безопасностью.

Вакцинопрофилактика занимает приоритетное положение среди мер, направленных на снижение заболеваемости и смертности от инфекционных заболеваний.

Национальный календарь прививок – документ, утверждаемый приказом Минздрава РФ, который определяет сроки и типы вакцинаций (профилактических прививок), проводимых бесплатно и в массовом порядке в соответствии с программой обязательного медицинского страхования (ОМС).

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 21 марта 2014 г. N 125н г. Москва "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (Таблица3).

Тем не менее, есть ряд граждан, которые не прививаются сами и не прививают детей. Эта актуальная тема была поднята уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павлом Астаховым в докладе 2016 года на XIII съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ. Где говорилось, что: « Требования администрации образовательных учреждений предоставлять сведения о наличии у ребенка профилактических прививок, иммунодиагностики либо заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания под угрозой отстранения ребенка от посещения дошкольного или общеобразовательного учреждения незаконны. Нарушение принципа добровольности вакцинации детей, а также прав и свобод, связанных с отсутствием у ребенка диагностических проб и профилактических прививок, в частности права ребенка на образование, считаю недопустимым и противоречащим принципам добровольного информированного согласия на любое медицинское вмешательство, закрепленным в статье 5 Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины, части 5 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статье 5 Федерального Закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Федеральном законе «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».

Национальный календарь прививок

 

Оздоровительные мероприятия

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента здоровья. Именно в этот период происходит активное развитие органов и всех функциональных систем организма. Воспитание здорового ребенка возможно лишь при условии комплексного подхода к его физическому развитию. В детском саду  стремятся сфокусировать внимание на всем комплексе оздоровительных мер: рациональный режим, сбалансированное питание, закаливание и профилактика различных заболеваний, а также обучение физической  и гигиенической культуре.

Гигиеническое воспитание

Одной из основных причин распространения инфекционных заболеваний в детских коллективах является несоблюдение требований гигиены.

Суть практической гигиены, как средства профилактики инфекционных заболеваний описана в простой формуле: «чистота  - залог здоровья».

Гигиена - учение об условиях сохранения здоровья, а также мероприятия, содействующие этому.

Личная гигиена – свод правил поведения человека в быту и на производстве. В узком понимании гигиена – это гигиеническое содержание тела, одежды и предметов домашнего обихода. Нарушения требований личной гигиены могут сказаться на здоровье как одного человека, так и очень больших групп людей (коллективы предприятий, семьи, члены различных сообществ и даже жители целых регионов).

Гигиеническое воспитание должно содержать сведения о личной и общественной гигиене, гигиене умственного труда, об оздоровительном значении физкультуры и спорта, закаливании, гигиене питания, профилактике травматизма, гигиенических аспектах нравственного воспитания.

Детям с раннего возраста необходимо разъяснять смысл и значение каждого гигиенического навыка. Учитывая, что навыки – это своего рода рефлексы, их надо выполнять систематически, последовательно, в одно и то же время.  Быстрота и прочность усвоения знаний детьми зависят от условий, которые окружают их, от соблюдения санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм в семье, учебно-воспитательных учреждениях, требовательности воспитателей (родители, педагоги, учителя) к себе и окружающим.

Санитарно-просветительную работу и гигиеническое воспитание в яслях, яслях-садах осуществляют заведующие дошкольными учреждениями, педагоги, медицинские работники. Большая роль в воспитании гигиенических навыков у дошкольников принадлежит родителям.

Гигиеническое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется по нескольким направлениям:

 - Гигиеническое воспитание детей различных возрастных групп.

 - Гигиеническая подготовка заведующих и воспитателей дошкольных учреждений.

 - Гигиеническая подготовка медицинского персонала.

 - Гигиеническая подготовка технического персонала.

Детей 2-3 лет учат аккуратно есть, самостоятельно умываться, пользоваться носовым платком, причесываться, чистить зубы, убирать на место свои игрушки, книги. В последующие годы эти навыки совершенствуются, число их увеличивается, и они превращаются в устойчивую привычку. В гигиенических целях необходимо, чтобы каждый ребенок имел предметы индивидуального пользования: мыло, зубную щетку, расческу, мочалку, полотенце, кружку для полоскания рта, посуду.

К 6 годам дети должны самостоятельно, без напоминания взрослых выполнять все правила личной гигиены, уметь чистить одежду, обувь, содержать в порядке свои игрушки, рабочее место, соблюдать порядок в групповой комнате и спальне дошкольного учреждения. Дети должны быть обучены правилам поведения за столом при приеме пищи. Они должны уметь правильно пользоваться столовыми приборами, салфетками, правильно есть: не спеша, тщательно пережевывая пищу. Старшие дошкольники должны уметь выполнять посильную работу, связанную с сервировкой стола, уборкой своего уголка дома, групповой комнаты, спальни, участка.

Физическое воспитание

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.

В процессе физического воспитания педагогические воздействия, а также усилия занимающихся самостоятельно, должны предусматривать развитие физических качеств, обучение двигательным действиям и формирование специальных знаний.

В процессе физического воспитания решаются следующие задачи:

  - оздоровительные (укрепление здоровья, совершенствование телосложения, достижение и сохранение высокой работоспособности);

  - образовательные (формирование и доведение до необходимого совершенства прикладных и спортивных умений и навыков, приобретение специальных знаний);

  - воспитательные (формирование моральных и волевых качеств, содействие трудовому и эстетическому воспитанию).

Общими принципами, на которых основывается отечественная система физического воспитания, являются:

 - принцип всестороннего гармоничного развития личности;

 - принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой;

 - принцип оздоровительной направленности.

Физическое воспитание предполагает широкое использование всех средств физической культуры, в числе которых большое место занимают общеразвивающие упражнения.

Общеразвивающие упражнения в ДОУ используются на физкультурных занятиях, в процессе утренней гимнастики, во время физкультминутки в сочетании с закаливающими процедурами.

Влияние общеразвивающих упражнений многогранно: они способствуют оздоровлению, укреплению организма, развитию двигательных, психических качеств ребенка, подготавливают к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, развивают подвижность суставов, гибкость тела, формируют правильную осанку.

При проведении физкультурных занятий основное внимание уделяется формированию двигательных умений и навыков, расширению двигательного опыта детей, развитию физических качеств и способностей, укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей дошкольников.

В разных программах воспитания и обучения в детском саду содержатся требования к выполнению физических упражнений с учетом возраста, дается перечень физических упражнений, который позволил бы сформировать общий способ действий при использовании группы однородных движений.

Особое место в физическом воспитании выделяют тренировке дыхательной системе. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабее, поэтому дыхательные крайне полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы, которым дети часто подвержены.

Закаливание

Закаливание – это система профилактических мероприятий, направленных на сопротивляемость организма неблагоприятным факторам окружающей среды. Оздоровительное закаливание помогает организму повысить адаптацию к условиям внешней среды.

Закаливание в пред школьном и дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм).

Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холода, тепла и тому подобное) и постепенного повышения его дозировки.

В процессе закаливания в организме ребенка происходят весьма сложные изменения. Клетки покровов тела и слизистых оболочек, нервные окончания и связанные с ними нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды. Все физиологические процессы в тканях и органах, в том числе расширение и сокращение кровеносных сосудов, протекают экономнее, быстрее и совершеннее. Кроме того, окрепшие под влиянием закаливания кожа и слизистые оболочки становятся менее чувствительными и проницаемыми для ряда болезнетворных микробов и их ядов, а способность организма к борьбе с уже проникшими в него микробами возрастает.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Принципы закаливания:

 - Постепенность увеличения дозировки раздражителя.

 - Последовательность применения закаливающих процедур.

 - Систематичность начатых процедур.

 - Комплексность.

 - Учет индивидуальных особенностей ребенка.

 - Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.

Существует несколько форм закаливания в ДОУ:

 -  закаливание воздухом (систематические прогулки, вне зависимости от погоды, воздушные ванны, хождение босиком).

 - закаливание водой (влажные обтирание, обливание ног, умывание, полоскание горла).

 - закаливание солнцем (контраст температур, который достигается сменой отдыха в тени и солнечными ваннами).

Помещения  в ДОУ регулярно проветриваются. После еды организуется умывание прохладной водой и полоскание горла. Днем детей растирают водой, после чего организуются активные игры в детском саду - например, догонялки.

В ежедневный рацион  могут включать кислородные коктейли.

После сна детям рекомендуется проводить воздушное закаливание, основанное на перепадах температур. Дети в кроватках выполняют физические упражнения, направленные на укрепление всех групп мышц. Затем по команде воспитателя дети встают с постели, быстро снимают пижамы и, оставаясь лишь в трусах и майках, принимают воздушные ванны и ходят по специальным массажным коврикам босиком.

Все закаливающие мероприятия с детьми  проводятся,  только после углубленного медицинского осмотра.  После ознакомления с группой здоровья воспитанников и учтенных  рекомендаций медперсонала ДОУ.

  Группы здоровья – условный термин, используемый для ориентировочной оценки здоровья детей и подростков

Группы оценки здоровья детей и подростков.

Гр. здоровья

 

I

Здоровые дети, без отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья. Дети с незначительными единичными морфологическими отклонениями – мАР (аномалия ногтей, маловыраженная деформация ушной раковины, единичные стигмы), не влияющими на состояние здоровья и не требующих коррекции.

II

Здоровые дети с отягощенным биологическим, генеалогическим анамнезом, с некоторыми функциональными и морфологическими изменениями, то есть здоровые дети с риском возможности развития  у них хронической патологии.

IIa

Здоровые дети с минимальной степенью риска формирования хронических заболеваний, с отклонениями в онтогенезе.

IIб

Здоровые дети с выраженной степенью риска формирования хронических заболеваний, с пограничными состояниями и функциональными отклонениями по возрасту.

III

Больные дети с хроническими заболеваниями или врожденной патологией в состоянии компенсации.

IV

Дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации.

V

Дети с хроническими заболеваниями или с врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации.

 

Рациональное питание в ДОО

Из  всех многочисленных условий внешней среды, обеспечивающих жизнедеятельность организма, особое значение придаётся питанию.

Рациональное питание детей - необходимое условие обеспечения здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению и работоспособности во все возрастные периоды.

В связи с этим организация рационов питания во время воспитательного и учебного процесса является одним из важных факторов профилактики заболеваний и поддержания здоровья детей, а обеспечение полноценного и безопасного питания дошкольников является приоритетным направлением в осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 26 от 15.05.2013 с 01 августа 2013 года введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», направленные на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

При подготовке меню учитываются очень важные условия - максимальное разнообразие блюд с обязательным введением в него всех групп продуктов, включая мясные, рыбные, молочные продукты, свежие фрукты и овощи в натуральном виде, в виде салатов и др., а также исключение частой повторяемости блюд в течение срока действия меню. Питание должно удовлетворять физиологические потребности детей в основных пищевых веществах и энергии.

Ежедневно в меню включены: молоко, кисломолочные напитки, сметана, мясо, картофель, овощи, фрукты, соки, хлеб, крупы, сливочное и растительное масло, сахар, соль. Остальные продукты (творог, рыбу, сыр, яйцо и другие) 2-3 раза в неделю. В течение двух недель ребенок должен получить все продукты в полном объеме.

Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню.

Возможности педагога в профилактике инфекций

Педагогическое воздействие на личность другого человека -  вот главный механизм, с помощью которого педагог может изменить ситуацию со здоровьем своих подопечных. Это быть примером, самому быть здоровым, пропагандировать здоровый образ жизни, знать и уметь какими методами, секретами можно продлить свое благосостояние, как преодолеть профессиональные и бытовые трудности и вести активный образ жизни.

Работая с детьми на группе, воспитатель в полной мере может организовать и привить воспитанникам профилактические процедуры. Научить правильным действиям в случае выявления симптомов заболевания.

В силах педагога передать накопленный опыт поколений в разных областях в доступной форме и для каждого возраста.

Прививая  культурно-гигиенические навыки детям, мы тем самым развиваем у них эстетическое чувство и вкус. Обучая детей понимать важность гигиенических и физических процедур, мы помогаем воспитанию и закреплению прочных гигиенических знаний и навыков. Приучая детей заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье своих близких, друзей и так далее, мы способствуем воспитанию у них чувства товарищества, коллективизма и дружбы.

Занятия, в которых дается первичное представление об организме, о его возможностях, потребностях, помогает детям, бережно относится к своему телу. Наглядные уголки, посвященные валеологии, пособия, сделанные вместе с детьми, а также игровые комплексы  и игрушки, посвящённые медицине,  стимулирует интерес к правильному образу жизни . Воспитатель может организовать занятие – игру, где наглядно покажет и расскажет о алгоритмы различных гигиенических, закаливающих процедур. Впоследствии укрепляющие здоровье.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду создают определённые условия.

В группах  воспитатели создают  уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, картотеки игр, в том числе и для профилактики плоскостопия. В ДОУ оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным физкультурным оборудованием, где проходят занятия с физкультурным руководителем. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

На группе педагог проводит закаливающие мероприятия, вовлекая детей к созданию приятной атмосферы для процедур. В коллективе, где педагог выстраивает образовательную деятельность с уклоном на профилактику заболеваний,  дети формируют  представления о правильном здоровом образе жизни.

Перед приемом пищи педагог может рассказать незатейливую сказку, которая помогла бы детям охотно доесть положенную порцию. Предложить детям попробовать дольки лука,  положить тертый чеснок и зеленый лук в суп, не просто сказав, что это полезно, обыграть как будто это волшебное средство для смелости, ловкости и так далее. Эти другие простые приемы, помогают воспринимать детям полезные вещи с легкостью.

Работа с родителями - важная сторона деятельности администрации и педагогов дошкольного учреждения. В проведении такой работы необходимо проявить не только профессиональную грамотность, но и деликатность, такт и сочувствие, а также последовательность и настойчивость.

Воспитатель в общении с родителями может организовывать множество проектов.

Просветительная деятельность относительно профилактики заболеваний может вестись, например, через организованный семинар или лекцию. Это требует присутствие родителей. А можно организовать уголок здоровья, где будут висеть наиболее актуальные статьи. Уголок периодически может обновляться. С информацией может ознакомиться каждый родитель самостоятельно. Также, в свободном доступе можно оставлять памятки, листовки с предостережениями об опасности инфекций. Во время карантинов идет взаимодействие с каждым родителем отдельно. Это самый действенный способ передачи информации.

Задачи, которые важно  донести до родителей:

 - ознакомить с методами закаливания, питанием и режимом дня в ДОУ;

 - добиться, чтобы режим, установленный в ДОУ, соблюдался дома;

 - гигиенические навыки, которые прививают в ДОУ, закреплять в семье;

 - дать консультации по правильному уходу за ребенком (в случае необходимости)

 - ознакомить с мерами профилактики инфекционных болезней. Важно добиться, чтобы родители при первых признаках заболевания ребенка не приводили его в ДОУ.

 - предостерегать родителей от попыток самим «ставить диагноз» и заниматься самолечением. Немедленно обращаться к доктору при  подозрении на инфекцию.

Работа с родителями должна носить конкретный характер. Например, если ребенка приводят в сад неопрятной, нестираной одежде, нужно не только объяснить, что это не допустимо, но и проконтролировать в дальнейшем, каким будет внешний вид ребенка.

Добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями, без информации о семье, в которой живет и воспитывается ребенок.

Желание родителей систематически заниматься воспитанием ребенка, участвовать в его обучении зависит в значительной мере от того, насколько педагоги смогут установить с родителями контакты личного и делового порядка, увлечь своим примером работы с детьми, в доступной форме объяснить и продемонстрировать методы и приемы работы по различным направлениям.

Основой профилактической деятельности должен быть здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, воспитание культуры общения, питания, соблюдение нормального режима труда и отдыха, занятия физкультурой.

Ведя здоровый образ жизни можно заработать крепкое здоровье. Прививая  детям правильное пищевое поведение, любовь к спорту, закаливанию, пониманию пользы гигиенических процедур в ДОУ и в семье, мы закладываем фундамент будущего здоровья этих детей.